Регулирование за рубежом
slotsoft.one
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
vsesystemy.comhttps://ces777.ru/slot-soft.rudominator.bizwww.bestchange.rucкачать 1xBet на Андроидzabava.one
rarib.ru
rarib.ru

Богомерзкие игры на Русси

История азартных игр
12.09.2016
Просмотрено: 2152 раз

Богомерзкие игры на Русси


Возрадуются бесы и налетят, увидев свой час,

и тогда твориться все, что им хочется:

бесчинствуют игрою в кости и в шахматы,

и всякими играми бесовскими тешатся.

"Домострой".


В азартные игры играли во все времена и все народы. Древняя Русь не была исключением. Как и во что играли наши далекие предки? Играли на Руси Великой азартно, с размахом. Играли «на интерес», щелбаны, на «кукареканье петухом» при всем честном народе, а частенько ставили на кон деньги или лапотинку (старое название одежды). Азарта русичам было не занимать, хотя азартные утехи всегда считались «богомерзкими игрищами», на которые строжайшими указами налагались запреты, за нарушение которых били кнутом, рвали ноздри, клеймили железом и ссылали. Именовались азартные игры на Руси в те далекие времена закладными.

Зернь – была самой доступной для всех без исключения. Эта игра чем-то напоминала распространенную в мире игру «в кости». Только «зернь»- небольшие косточки - не имела обозначения очков на гранях. Они были раскрашены в два цвета: белый и черный (или темно-красный). При выбрасывании зерни выигрыш зависел от выпавшего цвета и от того, в каком сочетании легла «зерна». Умелые в этой игре люди умели бросать зернь так, что падали эти косточки той стороной, которой хотелось бросавшему. В «зернь» сражались все без исключения: и в крестьянских избах и в княжеских теремах.

Игра « в бабки» - старинная забава и крайне азартная игра. Бабки делали из подкопытных свиных или говяжьих костей. Их вываривали в кипятке. Самую большую и тяжелую кость выбирали для битка. Иногда ее еще наливали свинцом. Каждый игрок ставил несколько пар своих бабок на ровном месте в один ряд. Группа бабок называлась «гнездом», а все гнезда вместе — «коном». Начинал игру тот, чей биток, брошенный из кона, отлетел дальше других. Сбитое гнездо поступало в качестве выигрыша тому, кто бил. Часто игра шла на деньги, а у зевак, собиравшихся поглазеть, существовал своеобразный тотализатор.

«Яичный бой» - азартная игра, имеющая несколько разновидностей. Яйца можно было катать по желобу, в конце которого ставилось яйцо противника или биться «рука в руку», то есть, держа яйца в руках (так чаще поступали с вареными яйцами). Проигрывал тот, чье яйцо разбилось. Играли, как на щелбаны, так и на деньги. К игре «профессионалы» готовились заранее, вернее готовили своих пеструшек, несущих яйца. Существовали и тщательно скрывались от противников секреты «диет», на которых сажали кур, для того, чтобы скорлупа яиц была более прочной.

Лапта - русская народная командная игра с мячом и битой занимает достойное место среди азартных развлечений простого народа. В наше время эта забава предков снова становится популярной, но относят ее уже к числу спортивных игр. Суть игры: игроки одной команды выбивают битой-лаптой мяч как можно дальше и во время полёта бегут через поле игры и обратно, игроки другой команды стараются поймать мяч и попасть им в одного из соперников. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара лаптой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле. Темперамент предков и охватывающий их азарт частенько приводили к тому, что победителям приходилось отстаивать свой титул «на кулаках».

«Городки» появились позднее, но поклонников этой игры было ничуть не меньше, чем у любой другой. В этой игре лучшим и «счастливым» битам давали имена собственные, а чтобы они не трескались и не ломались, оковывали их железом. Биты называли «дракон», «кощей», «Иван-царевич» и т.д.

Кулачные бои у наших предшественников также служили своеобразным азартным народным развлечением. Но азарт в этой забаве возникал только при проведении поединков, где зрители «бились о заклад», то есть делали ставки на определенного бойца. Следует отметить, что кулачные поединки в России происходили редко, а драться ради денег не было принято никогда. Это считалось недостойным, диким занятием. Другое дело «стенка на стенку», для развлечения.

Шахматы. Сейчас, глядя на играющих во дворе пенсионеров или, наблюдая за матчами гроссмейстеров, трудно себе представить, что уже четыреста лет тому назад шахматные турниры были популярными на Руси. Кстати, частенько шахматные баталии проходили в … бане. На Руси кабаки, или, как их еще называли, «кружала», где пили хмельное и предавались азарту, встречались не часто. На селе выпить и поиграть удавалось только при постоялом дворе, который был один на несколько деревень. Но наш народ на выдумку горазд. И роль народного клуба успешно выполняла общественная баня. Русская баня это, кроме помывки, место для неформального общения и душевного отдохновения. В любой общественной бане была «сусленка» (что-то вроде современного буфета), но спиртными напитками там торговать строго запрещалось. А при отсутствии «горячительных» напитков, всегда способствовавших дебошам и выяснению отношений с помощью силы, азартные развлечения проходили спокойнее, чем в «кружалах».

Масла в огонь азарта подлили карты, появление которых на Руси датируется концом шестнадцатого века.


Карты - изобретение расчетливой праздности,

своими пестрыми, обманчивыми листочками

заслоняют листы печатных книг.

Сомов О.М. "Обзор российской словесности за 1827 год."


Размах триумфального шествия игральных карт по Европе можно сравнить разве что с эпидемией чумы. В карты дулись безбожно, проигрывая целые состояния либо невероятно обогащаясь. Введение различных драконовских мер в борьбе с карточной истерией не давали результата. Куда там! Азарт и корысть перекрывали любые страхи перед жестокими наказаниями. Игорная вакханалия приняла масштабы повальной эпидемии.

К концу XVI – началу XVII века эта эпидемия достигла, наконец, и необъятных российских просторов. Небольшие партии игральных карт стали предметом импорта из Западной Европы. Карты в России оказались куда более азартной игрой нежели зернь или «яичные бои».

Карты, как забава, были допущены даже при дворе.

При царе Михаиле Федоровиче, маленькому Алексею Михайловичу были куплены карты для забавы со своими сверстниками.

Вступив на царство, Алексей Михайлович в невинной на первый взгляд забаве распознал покушение на христианские устои и чуть ли не угрозу существованию власти и государства. В связи с чем карточные игры стали строго преследовать, и наконец, запретили вовсе в Соборном Уложении 1649 года. Но уже в 1667 году жадность к деньгам пересилила нравственность, и карты, как и зернь, были отданы на откуп в Сибири. Однако, уже в следующем году правительство, устыдившись, снова уничтожило откуп и подвергло карточные игры преследованию.

Император Петр Великий по свидетельству историков, сам в карты играть не любил, предпочитая шахматы. При дворе Петр не допускал карточных игр. Но, например, в армии и на флоте по уставу государя дозволялось играть, но проигрывать не более одного рубля. Но в связи с европеизацией быта и нравов, популярность карточных игр росла. В начале XVIII века спрос на игральные карты заметно повысился. С 1716 по 1723 год было ввезено в Россию 2873 дюжины колод.

Анна Иоановна, взобравшись на трон из провинциальной Митавы, стремилась сделать свой двор превосходящим по роскоши и великолепию все европейские дворы. В тесной связи с такой европеизацией при дворе появились и вошли в моду азартные карточные игры.

При императрице Елизавете карточные игры не прекращаются. А в 1761 году фактически легализуются, путем разделения их на дозволенные - коммерческие и недозволенные – азартные. К коммерческим играм относились игры, в которых результат зависел не только от случая, но и от мастерства игрока. Играть в такие игры разрешалось на «самыя малыя» суммы денег. К азартным играм были отнесены те, в которых исход игры не зависел от способностей и мастерства игравших, а только от воли случая. Играть в такие игры категорически запрещалось, …. Исключение составляли дворцы Ея Императорского Величества.

Время расцвета карточной игры, как в столице, так и в провинциальных губерниях, настало в период правления Екатерины II. Частичное снятие запрета на карточные игры в 1761 году не внесло ясности в определение отношения власти к богомерзким играм. От разрешения коммерческих игр оказалось не далеко до разрешения азартных. Устав Благочестия 1782 года предусматривал уголовную ответственность только для профессиональных игроков (тем, кто «от запрещенной игры имеет единственное пропитание»), содержателей игорных домов, кредиторов и шулеров.

Таким образом, уголовное законодательство XVIII-XIX веков демонстрирует, с одной стороны, решимость государства искоренить карточные игры, с другой – невозможность повлиять на их вхождение в образ жизни. Российское законодательство проделало путь, длиною в век, от полного запрещения азартных игр в начале XVIII века для всех сословий, до снисходительного отношения к игрокам-дворянам, смягчению наказаний и избирательному их применению к концу столетия.

Начало XX века в карточные игры не привнесло практически ничего нового. Многие продолжали играть, несмотря на войну и конец эпохи, когда вдруг гряну залп «Авроры». Но игральные карты, благополучно переживавшие в течении многих веков и не такие катастрофы, пережили и эту. Большевики, поняв, что борьба с азартной игрой бесполезна, издали распоряжение о возобновлении работы Государственной карточной фабрики.

Видимо, сколько существует человечество, столько оно и будет играть. Не помогут ни запреты, ни угрозы, ни расставания с собственной жизнью.

Карточная игра, и вообще азартная игра, – это больше, чем развлечение. С одной стороны можно говорить, что она развивает ум, даёт представление о теории вероятностей и математической логике; с другой - можно найти множество примеров отрицательного влияния игры на человеческую жизнь. Но игру нельзя отрицать – слишком глубокий след она оставила в нашей культуре.

Русскую литературу трудно себе представить без темы карточной игры. “Пиковая дама” и “Выстрел” Пушкина, “Маскарад” и “Тамбовская казначейша” Лермонтова, “Война и мир” и “Два гусара” Толстого, “Игроки”, “Ревизор” и “Мертвые души” Гоголя. Во всех этих произведениях карточная игра, если не главная сюжетная линия, то очень значительный эпизод.

Но это уже тема для другой статьи.

Возврат к списку