Индустрия видеогейминга сегодня стала одним из главных видов развлечений. По данным Ассоциации интерактивных развлечений Великобритании, в 2017 году прибыль от этого сегмента рынка составила $116 млрд, что на 11% больше по сравнению с 2016-м.
Внутриигровые транзакции играют очень важную роль, поскольку лутбоксы теперь являются надежным источником дохода для многих операторов гейминга. Компании Activision Blizzard, которая разработала Overwatch, Destiny 2 and Call of Duty: WWII, удалось заработать баснословные $7,16 млрд в 2017 фискальном году. $4 млрд из этой суммы поступили от так называемых микротранзакций: внутриигровых покупок, таких как лутбоксы, скачиваемый контент и покупки внутри приложения.
Так что же такое лутбоксы – гейминг или гемблинг? Лутбокс, получивший свою популярность благодаря таким играм, как Counter-Strike: Global Offensive и серии FIFA, представляет собой группу виртуальных предметов, которые предоставляются игроку в произвольном порядке. Лутбокс может содержать персонажей-героев, победные позы или «скины», которые могут изменить внешний вид персонажа. Например, в FIFA Ultimate Team игроки могут получить вознаграждение в виде редкого элемента Криштиану Роналду или нагрузку в виде виртуального Питера Крауча.
Лутбоксы можно получить двумя способами: либо выигрывая их в игре, либо покупая с помощью внутриигровых транзакций. Некоторые игроки попадают в зависимость от цифровых «мешков» со всякой всячиной, но при этом предпочитают платить за лутбоксы настоящими деньгами вместо того, чтобы ожидать награды.
Исследования показали, что четыре из десяти лутбоксов в CS:GO противоречат закону. Это привело к тому, что гейминг-гиганту Valve пришлось переместить рыночную систему для CS:GO на голландскую версию Steam. Власти Нидерландов также стремятся добиться регулирования лутбоксов на всей территории Европейского союза.
Игорная комиссия Бельгии также признала лутбоксы видом гемблинга. Это, наряду с характеристиками, ориентированными на молодежь, выводит их за рамки бельгийского законодательства в отношении гемблинга.
В апреле министр юстиции Бельгии Коэн Гинс назвал лутбоксы FIFA 2018, Overwatch и CS:GO нелегальными и потребовал удалить их из соответствующих игр. Издателям теперь грозит тюремный срок до пяти лет и штраф до €800 000. В случае если были вовлечены несовершеннолетние игроки, эти наказания удваиваются.
«Я считаю, что это крайне резкие и неожиданные решения, и на то есть ряд причин. Вероятнее всего, они продолжают продвигать идею о том, что лутбоксы или экосистема, в которой они циркулируют, определенно, представляют собой гемблинг. Многие разработчики игр неоднократно пытались аккуратно высказать свою позицию, и эта ситуация по-прежнему оспаривается во всем мире. Однако Бельгия и Нидерланды четко озвучили свою позицию в данном вопросе», – отметил доктор Марк Р. Джонсон, канадский эксперт в сфере гейминга и киберспорта.«Довольно часто именно дети попадают в ловушки этих систем, и мы не может этого позволить», – заявил Гинс.
«Наше мнение в отношении лутбоксов изложено в программном документе, который был опубликован в марте прошлого года. Этот документ поясняет, что игра в азартные игры на деньги или призы считаются гемблингом, согласно законодательству Великобритании. Поэтому если внутриигровые элементы можно обменять на наличные, то сами по себе лутбоксы подпадают под определение гемблинга. Чем выше доступность, масштаб и сложность вторичных рынков, где могут продаваться внутриигровые элементы, тем серьезнее становится дело, поскольку внутриигровые элементы становятся все более сопряжены с деньгами», – сообщил пресс-секретарь Комиссии по азартным играм Великобритании.
Законопроекты связаны, прежде всего, с двумя пунктами. Во-первых, коэффициенты лутбоксов должны быть четко обозначены разработчиком. Во-вторых, игры с лутбоксами, которые можно купить, должны содержать предупреждение, чтобы родители могли принять осознанное решение о том, каким образом происходят внутриигровые транзакции.
Штаты Калифорния, Миннесота, Индиана и Вашингтон также рассматривают подобные положения.«Эти виды лутбоксов и микротранзакций специально созданы с целью завлечь в свои сети и эксплуатировать человеческую психологию по такому же принципу, как это делают казино-игры», – отметил Ли.
«Entertainment Software Rating Board (ESRB) продолжает придерживаться мнения, что лутбоксы не относятся к гемблингу. Элементы, полученные в лутбоксах, виртуальные, могут использоваться исключительно в самой игре и не могут обналичиваться. В апреле в ESRB начали делать маркировку внутриигровых покупок для реальных игр, которые предлагают возможность приобрести любой дополнительный контент внутри игры, используя настоящие деньги. Сюда входят бонусные уровни, скины, элементы-сюрпризы, лутбоксы, скрытые награды, музыка, виртуальные монеты и прочие виды внутриигровой валюты», – сообщили представители ESRB.
Доктор Джонсон весьма скептически отнесся к подходу ESRB: «Реакцию ESRB в отношении лутбоксов и микротранзакций в целом можно в лучшем случае назвать равнодушной. Они решили добавить уведомления о “внутриигровых покупках” в свою систему рейтингов. В результате игры, проходящие весь путь от использования потенциальным игроком до почти совершенно безвредного вида развлечения, имеют один знак маркировки, и этот знак обесценивается в сравнении с другими рейтингами ERSB».
Ранее в этом году Южная Корея также выписала штрафы на сумму около $1 млн трем разработчикам игр за обман клиентов по поводу шансов на получение лутбоксов.
Nexon Korea, разработчик Counter-Strike Online 2, а также самый крупный разработчик игр на территории государства, получил большую часть наказания – около $890 000 – от Комиссии Южной Кореи по добросовестной конкуренции. Корпорация NextFloor, создавшая игру Destiny Child, а также компания Netmarble, разработавшая YsOnline и Star Wars: Force Arena, разделили между собой остальную часть штрафных санкций.
«Влияние гемблинга на жизни людей таково, что мы не можем позволить себе молчать по поводу этой ситуации. Мы очень рады, что и правительство, и оппозиция поддерживают нашу партию в этом вопросе», – отметил Стил-Джон.
Самый главный вопрос по поводу лутбоксов связан с законами в отношении гемблинга как такового, а также с тем, каким образом законодательство не должно применяться к видеоиграм. Законодателям необходимо быть крайне осторожными, когда они приравнивают лутбоксы к гемблингу.
По мнению лондонского консультанта по гемблингу Стива Донохью, лутбоксы не должны причисляться к гемблингу, потому что в них не производятся ставки и люди не приобретают игры, чтобы купить лутбоксы.«Лутбоксы могут запросто быть разновидностью гемблинга, однако контекст “гемблинга” в видеоигре и аудитория пользователей, играющих в эти видеоигры, кардинально отличаются от аудитории и контекста, которые более традиционно ассоциируются с азартными играми (например, казино, ставки на спорт, карточные онлайн-игры и т.д.). К ним должны применяться разные виды регулирования», – заявил доктор Джонсон.
Вне зависимости от подхода, несомненно, лутбоксы по-прежнему будут возглавлять список важных вопросов для рассмотрения регулирующими органами.«Я не считаю, что гемблинг так уж распространен среди детей, и уж тем более не думаю, что у детей может развиться игромания из-за использования лутбоксов. Я уверен, что это частично чрезмерно резкая реакция и частично желание установить регулирование этой сферы. Меня поражает, что мы отовсюду видим рефлекторную реакцию, а чего не видим, так это достаточно тщательного исследования. Регулирование должно устанавливаться индивидуально в каждом конкретном случае. И если регуляторы видят нарушение, то должны вызывать разработчиков в суд», – заявил Донохью.
Версия для печати | Обсудить на форуме
Все новости